Первая из мошеннических схем — прием с незаметным торможением. Его суть состоит в том, что злоумышленник, увидев потенциальную жертву, которая едет вслед за ним, резко тормозит не педалью, а стояночным тормозом. При такой схеме стоп-сигналы не загораются, поэтому водитель не успевает среагировать и врезается в автомобиль мошенника, чаще всего — в дорогую иномарку. Затем от потерпевшего требуют компенсировать ущерб на месте без вызова ГИБДД.
Вторая схема автоподставщиков — фишинговые сайты операторов платных дорог — является разновидностью популярного сегодня IT-мошенничества. Особенно распространенной она становится в период отпусков: многие водители направляются на отдых и не замечают, что оказываются на платных дорогах. Этим и пользуются мошенники: они создают фишинговые сайты, максимально похожие на сайты фирм, предоставляющих платные услуги, а затем рассылают ссылки на них водителям и похищают средства.
Третья схема — так называемый треугольник. Мошенник находит реальное объявление о продаже автомобиля, а затем размещает его на других сайтах со снижением цены. Далее он вступает в переговоры и с продавцом (выдавая себя за покупателя), и с покупателем (выдавая себя за продавца). Затем аферист (его еще называют «прокладка») созванивается с покупателем и назначает встречу, обговорив два момента: сам он приехать не может, приедет друг, а деньги он готов получить на банковскую карту. Настоящему же продавцу «прокладка» говорит, что покупать машину приедет его представитель, который и подпишет все документы, а он сам переведет деньги на карту. В итоге в момент подписания договора купли-продажи деньги зачисляются на карту афериста, который с ними и исчезает.
Примеры автоподстав
Существует ряд признаков, которые указывают на то, что водитель попал не в обычное ДТП, а стал жертвой автоподставщиков. К ним Юрий Капштык относит наличие у второй стороны аварии дорогой иномарки, подчеркнуто уверенное и нагловатое поведение, а также браваду про связи и будущие проблемы у жертвы.
— Аферисты обычно неоднократно упоминают, что у них нет времени на протоколы, настойчиво склоняют водителя к расчету здесь и сейчас — вплоть до расписки с обещанием отдать деньги в ближайшее время, а также упорно отказываются заполнять европротокол, — рассказывает собеседник «Известий».
Механизмы защиты
Чтобы защититься от схем автоподставщиков на дорогах или, по крайней мере, снизить их риск, Орест Мацала советует в первую очередь обзавестись средствами видеофиксации. Желательно установить регистратор, который будет отслеживать движение автомобиля в трех точках (спереди, сзади, а также действия в салоне).